Глава Росприроднадзора предложила вдвое повысить штрафы за нарушение экологических норм
Росприроднадзор предложил вдвое повысить штрафы за нарушение экологических норм для крупных предприятий, а для объектов высокого риска — в несколько раз. В ведомстве посчитали, что нынешние размеры штрафов не имеют «никакой стимулирующей» функции для крупных компаний.
Инициатором ужесточения штрафов выступила глава ведомства Светлана Радионова: она написала письмо министру природных ресурсов Дмитрию Кобылкину, в котором предложила повысить штрафы для крупных предприятий за несоблюдение экологических требований. В частности, в документе говорится о необходимости вдвое повысить штрафы для юрлиц, а для объектов чрезвычайно высокого и высокого риска (всего таких в России 256 штук) — на порядок.
За нарушения при рекультивации земель при разработке месторождений полезных ископаемых предложено увеличить штрафы с нынешних 0,4-0,7 млн руб. до 0,7-1,4 млн руб., а для объектов высокого риска — до 2-3 млн руб. За выброс вредных веществ в атмосферу поднять с 180-250 тыс. руб. до 250-500 тыс. руб., для объектов высокого риска — до 1,5-2 млн руб.
Правительство вполне может поддержать инициативу Росприроднадзора на фоне повышения значимости борьбы за экологию.
Надо сказать, что это не первый марш Радионовой против нарушителей экологического законодательства на посту главы надзорного ведомства. Предыдущий опыт ее работы показывает, что санкции к загрязнителям вплоть до дисквалификации применяются достаточно активно. Причем Радионова уделяет особое внимание работе «на местах» — от руководителей филиалов и дочерних компаний зависит очень многое, и порою именно они «правят бал».
Привлечение к ответственности в данном случае — не показательное мероприятие «для галочки», поскольку, по отзывам, Радионова всегда доводит до конца начатое и тщательно контролирует, устранены ли нарушения и возмещен ли ущерб окружающей среде в полном объеме.
Мнения опрошенных «НиК» экспертов по поводу новой инициативы главы Росприроднадзора разделились. С одной стороны, они указывают, что увеличенные штрафы могут по факту стать косвенной фискальной нагрузкой на бизнес, а от этого прежде всего пострадают небольшие предприятия. Но с другой, крупные компании даже заинтересованы в «двойном контроле» на местах. Это поможет им избежать более существенных трат в результате аварий и ЧП, а незапятнанная репутация станет приятным бонусом.
«Государство имеет право увеличивать штрафы, но бизнес должен рассчитывать на то, что методики расчета оценки нанесенного ущерба станут более вменяемыми и понятными для природопользователей», — заявил «Коммерсанту» заместитель гендиректора «Уралхима» Ринат Гизатулин. По его словам, в Росприроднадзоре должны предусмотреть меры профилактики и ввести предварительные предупреждения о нарушении с возможностью для компании устранить его, а также не допускать того, чтобы штрафы дублировали другие санкции.
Доцент кафедры финансовых рынков РАНХиГС Сергей Хестанов считает, что повышение штрафных санкций приводит к тому, что предприятия вынуждены закладывать большие издержки на выплаты этих штрафов.
«Скорее всего, если это предложение будет принято, предприятиям придется в несколько раз увеличить стоимость продукции, чтобы компенсировать рост этих издержек. В отечественной истории это происходило неоднократно и чем-то особо новым не является», — заявил эксперт в интервью «НиК».
Он заметил, что чем крупнее компания, тем легче ей пережить увеличение фискальной нагрузки.
«Учитывая то, как применяется экологическое законодательство в нашей стране, эти штрафы, по сути, являются разновидностью дополнительной налоговой нагрузки. Понятно, что крупным предприятиям пережить такого рода давление легче. От повышения экологических штрафов выигрывают крупные игроки и проигрывают мелкие. Это станет лишним давлением на нефтегазовую отрасль в сторону консолидации», — пояснил Хестанов.
«Время на устранение замечаний дается всегда, сразу штраф никто не «впаяет», — говорит источник «НиК» в отрасли, пожелавший остаться неназванным. —
Что касается крупного бизнеса, то ему выгоден такого рода аудит глав структурных подразделений — и головной боли меньше, и есть профилактика аварий, которые могли бы иметь федеральный масштаб».
Директор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев указал, что защите экологии усиление штрафов поможет только в одном случае — если наказание будет неотвратимым, во что верится слабо.
«Строго говоря, ужесточать законодательство, конечно же, необходимо, поскольку Россия отстает по экологическим требованиям к промышленности от ведущих мировых стандартов. Кроме того, нужно провоцировать производителей на создание высокотехнологичных производств.
Но тогда надо понимать, кто будет отвечать за исполнение этого законодательства. И есть ли гарантии, что экологическая инспекция заметит нарушения? И не превратятся ли экологические штрафы в элемент нечестной конкурентной борьбы?» — заявил эксперт в интервью «НиК».
Он отметил, что стоит учитывать возможности нашей промышленности выдержать еще одно фискальное давление в условиях санкций.
«Самые жесткие мировые экологические требования были введены в Германии в условиях подъема немецкой экономики, а немецкий педантизм помог заставить национальную промышленность их выполнять. Россия же очень далека от экономического подъема, и российские предприятия вынуждены выживать в условиях очень агрессивной экономической среды», — напомнил Журавлев.
Источник: Oilcapital.ru