На пленарном заседании Государственной Думы РФ в третьем чтении был принят законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».
Рыночное регулирование в сфере обращения с опасными отходами действовало несколько десятилетий и привело к дефициту мощностей по переработке отходов I и II классов опасности. По данным статистики, в настоящее время только 1,5% опасных отходов обезвреживаются и утилизируются операторами, имеющими необходимые лицензии.
«Благодарен коллегам из Правительства и Государственной Думы за понимание важности и оперативность в рассмотрении нашего законопроекта. В России ежегодно образуется около 400 тысяч тонн отходов чрезвычайно опасных и высокоопасных классов. Объекты по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению таких отходов, отвечающие принципам наилучших доступных технологий, отсутствуют, учет не ведется. Бессистемное хранение и бесконтрольное захоронение таких отходов без обработки крайне опасно. Ситуацию изменим и будем полностью контролировать, а также управлять такими отходами. Появятся современные центры обезвреживания и переработки, сформируется единая государственная система обращения с опасными отходами», — прокомментировал принятие документа Глава Минприроды России Дмитрий Кобылкин.
Накопление опасных отходов на полигонах во многих случаях приводит к образованию новых объектов накопленного экологического вреда. Таким образом «свободный» рынок, применяемый до настоящего времени в сфере обращения с опасными отходами, показал свою несостоятельность.
Федеральный проект «Создание инфраструктуры, обеспечивающей безопасное обращение с отходами I-II классов опасности» национального проекта «Экология», направлен на решение задачи системного характера – построение понятной и прозрачной единой государственной системы обращения с опасными отходами, а также на решение задачи инфраструктурного характера.
В соответствии с принятыми нормами Госкорпорация «Росатом» наделяется полномочиями по организации и управлению системой с четкими правилами государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения с отходами I и II классов опасности, а также осуществляет подготовку предложения по определению федерального оператора. Параллельно решает задачу по обезвреживанию опасных отходов: готовит необходимую инфраструктуру для обезвреживания опасных отходов, отвечающих принципам наилучших доступных технологий с учетом международного опыта.
«Невозможно добиться кардинальных изменений без государственного регулирования деятельности по обращению с опасными отходами, включающего сбор данных, контроль и ответственность за экономически эффективную и безопасную систему договорных отношений», — отмечает заместитель генерального директора по обеспечению государственных полномочий и бюджетного процесса Госкорпорации «Росатом» Сергей Новиков.
«Принятый в третьем чтении законопроект — это старт, без которого нельзя начинать работу над формированием системы по обращению, утилизации и обезвреживанию отходов I –II классов опасности. Проект по созданию инфраструктуры обращения с опасными отходами огромный, на многие годы. Необходимо составить подробную дорожную карту, где будут прописаны все ключевые точки»», — отмечает генеральный директор ЭПЦ «Беллона» Александр Никитин. «Сегодня очень много злоупотреблений, процветает криминальный бизнес, который принимает у предприятий опасные отходы, а потом либо закапывает их, либо увозит на свалки ТБО», — продолжает эксперт.
Законом предусматривается в обязательном порядке включение в федеральную схему мощностей индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, имеющих лицензии на осуществление деятельности по обработке, обезвреживанию, утилизации и размещению отходов I и II классов опасности.
Деятельность Федерального оператора, которого определят дополнительно, будет осуществляться в соответствии с Федеральной схемой, которую утверждает Правительство РФ. Операторы будут осуществлять деятельность по обращению с опасными отходами в соответствии с договорами оказания услуг с Федеральным оператором и на основании Федеральной схемы и по регулируемым ценам. При этом Федеральный оператор будет фиксировать достоверность наличия мощностей и гарантированность доставки до них отходов. Что создаст защитный механизм по исключению имеющегося сегодня принципа работы на рынке «передал опасный отход – снял ответственность».
Также необходимо отметить, что законом предусмотрена самостоятельная деятельность по обращению с опасными отходами предприятий-образователей при наличии соответствующих лицензий и мощностей.
Таким образом, принятые нормы создают условия достоверности учета, контроля и перемещения ОПВК без ограничения конкурентной среды в этой сфере.
Справка:
Госкорпорацией «Росатом» уже создана единая государственной система по обращению с радиоактивными отходами (РАО), в рамках которой была проведена инвентаризация всех имеющихся в стране РАО, систематизированы объекты их хранения, сформирована система государственного учета и контроля, а также федеральная схема объектов переработки и окончательного захоронения РАО.
По сути, аналогичную работу предстоит провести в отношении отходов I и II классов опасности.
Ранее, 02 ноября 2017г., Президентом РФ была поддержана инициатива Минприроды России о закреплении полномочий по организации обращения с отходами I и II классов опасности за госкорпорацией «Росатом».
Источник: www.mnr.gov.ru
Мнение Фонда
Самые опасные отходы России отдают в руки Росатома.
Жители Удмуртии, Кировской, Курганской и Саратовской области!
Сегодня Госдума приняла законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» и Федеральный закон «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом». А это значит, что ежегодно на ваших территориях не менее 200 тыс тон опасных отходов будет обрабатывать, утилизировать и обезвреживать госкорпорация Росатом. Отмечу, что всего в России ежегодно образуется около 400 тысяч тонн подобных отходов. Работа будет вестись в рамках нац.проекта «Экология».
В настоящее время в России наблюдается острейший дефицит мощностей по обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I и II классов опасности. К отходам первой категории опасности относятся отходы, ущерб от которых для природы невосполним. Ко второй — ущерб, который восполняется природой не менее 30-40 лет. Только 1,5% опасных отходов обезвреживаются и утилизируются операторами, имеющими необходимые лицензии. В России не велся должный учет, бессистемно и бесконтрольно хранились опасные отходы.
Напомню, что в России в 2017 году полностью завершился процесс уничтожения запасов химического оружия и Президент России поддержал инициативу Минприроды об использовании простаивающих объектов химоружия для обезвреживания отходов I и II классов опасности, а также было принято решение о закреплении полномочий по организации обращения с опасными отходами за Росатомом. По аналогии с уже созданной Росатомом единой государственной системой по обращению с радиоактивными отходами, предстоит провести работу в отношении опасных отходов.