Решение о подъеме немецкой подводной лодки времен войны U-864, затонувшей в годы войны в районе норвежского Бергена с грузом ртути на борту, должно быть взвешенным и обоснованным, ситуация в данный момент не является критической, а экологи, обратившиеся к российской стороне за помощью, не являются авторитетными в Норвегии, сообщил РИА Новости начальник отдела морского транспорта и арктических исследований организации Bellona Сигурд Энге.
В среду в Москве прошла пресс-конференция, на которой руководитель центра экологического консалтинга и мониторинга «Помор» Тимофей Суровцев заявил о том, что разлив ртути, который может произойти на затонувшей недалеко от норвежского Бергена немецкой подводной лодке U-864, уничтожит все российское рыболовство в Арктике. В своем выступлении Суровцев ссылался на мнение руководителя Союза охраны природы Норвегии Курта Оддекальва.
«Мы не хотим, чтобы Норвегия причиняла острое загрязнение, которое останется в морской среде на тысячи лет. Поэтому мы просим, чтобы российские власти связались с правительством Норвегии, с премьер-министром Эрной Сульберг и попросили Норвегию прекратить прикрытие и поднять остатки ртути», — говорится в обращении Оддекальва, которое есть в распоряжении РИА Новости.
В тексте он выражает надежду на то, что Россия поможет норвежцам «сосредоточиться на проблеме загрязнения в Норвегии так же, как Норвегия помогла России очистить загрязненные порты на Кольском полуострове в 1990-х годах». Сам Оддекальв сообщил РИА Новости, что направил это письмо российскому консулу в Киркенесе Сергею Шатуновскому-Бюрно.
Однако не все норвежские экологи поддерживают позицию Оддекальва. Эксперт организации Bellona считает, что картина, описанная Оддекальвом, далека от реальности, и сегодня речь не идет о необходимости срочного решения этой проблемы.
«В Норвегии проводилось множество исследований, чтобы выяснить, что делать с этой лодкой. Необходимо найти наиболее безопасный вариант. Лодка 70 лет пролежала на грунте, расколовшись на две части, и ее подъем может нанести больший вред окружающей среде, чем оставление на дне», — пояснил Энге.
Он рассказал о том, что в 2013 году было принято решение поднимать лодку, однако оно было отложено из-за необходимости еще раз убедиться в том, что подъем не представляет риска для окружающей среды.
«До сих пор окончательное решение не принято, но в любом случае эта проблема не требует немедленного решения, и оно должно быть принято в ближайшие годы. По нашим оценкам, лет пять у нас есть в запасе. Что касается Оддекальва, экологические организации Норвегии не работают с ним, он «конспиративный теоретик», не думаю, что его выводы имеют отношение к реальному положению дел», — считает представитель Bellona.
Он добавил, что норвежские научные организации проводят постоянны и тщательный мониторинг в районе затопления лодки, и ситуация находится под контролем.
Немецкая подлодка U-864 была потоплена вблизи Бергена в конце Второй мировой войны. У нее на борту груз из 65 тонн ртути. Сегодня лодка находится на глубине 150 метров у острова Федье. В 2017 году над лодкой был сооружен саркофаг и насыпан курган из 35 тысяч тонн песка и 160 тысяч тонн горной породы.
Курт Оддекальв известен тем, что несколько лет назад разослал письма правительствам нескольких европейских стран (в том числе и России), являющихся основными покупателями лосося, в котором предупреждал о том, что садковая семга напичкана веществами, опасными для здоровья человека. Однако правительство Норвегии назвало утверждения Оддекальва недостоверными, подкрепив свою позицию исследовательскими данными.
Источник: Риа Новости
Мнение Фонда
Масштабное загрязнение металлической ртутью в акватории Северного моря может стать реальностью.
В Северном море на глубине около 150 метров под подводным курганом из 35 тыс. тонн песка и 160 тыс. тонн горной породы погребена океанская подводная лодка, которая покоится на дне вот уже 74 года. Саркофаг, сооруженный над лодкой в 2017 году, предотвращает разлив около 65 тонн металлической ртути, находящейся на борту разломленной пополам лодки.
Субмарина была затоплена британцами в 1945 году около острова Федье, унеся с собой на дно весь экипаж – 73 человека.
Неосторожный подъем подлодки может нанести непоправимый ущерб морской акватории, уничтожив ее обитателей. В месте гибели судна в воде наблюдается повышенная концентрация ртути, утечка которой, по некоторым оценкам, составляет 4 кг. в год.
До сих пор единого мнения о судьбе подводной лодки нет. Экологи по-прежнему требуют поднять опасный груз с морской глубины, а официальные власти считают этот вариант слишком рискованным.