Опубликовать инициативу
Всего
инициатив:

Инициатива №
59Ф72764
Уровень инициативы:
Федеральный

О внесении изменений в ЗК РФ и Закон о недрах в части урегулирования порядка изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами

Обществу предоставлена по результатам аукциона лицензия на право пользования участком недр местного значения.
Обществом разработан, утвержден и согласован с Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края технический проект. Однако приступить к добыче полезных ископаемых на участке недр до предоставления земельного участка в аренду не представляется возможным на протяжении более пяти лет, в результате чего Общество вынуждено было продлить сроки лицензии.
Неотъемлемым приложением к полученной лицензии является уточненный горный отвод, внесенный в реестр Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края. Уточненные границы горного отвода накладываются на земельные участки, расположенные по адресу (местоположение) – Пермский край, Пермский район, Кондратовское с/п, примерно в 0,5 км на юго-восток от д.Кондратово. Земельные участки образованы путем раздела земельного участка, который находится в федеральной собственности и обременен правом аренды.
01.04.2015 вступили в силу существенные изменения в законодательство РФ на основании принятого Федерального закона от 31.12.2014 № 499-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части предоставления и изъятия земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Предоставление лицензий осуществляется через государственную систему лицензирования, которая представляет единый порядок предоставления лицензий, включающий информационную, научно-аналитическую, экономическую и юридическую подготовку материалов и их оформление.
Согласно ст.15 Закона о недрах одной из наиболее актуальных задач государственной системы лицензирования является обеспечение социальных, экономических, экологических и других интересов граждан Российской Федерации, а также обеспечение практической реализации государственных программ развития добывающей промышленности и минерально-сырьевой базы, защиты интересов национальной безопасности Российской Федерации.
Под публичными интересами следует понимать, в частности, интересы неопределенного круга лиц, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, а также обороны и безопасности государства, охраны окружающей природной среды (пункт 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25).
При предоставлении участков недр в пользование государство получает выгоду (прибыль) от недропользователей, которая способствует развитию социально-производственной инфраструктуры регионов, а также обеспечивает поступление налоговых и иных платежей в бюджеты различных уровней.
Публичный интерес в отношении участков недр как природного ресурса отражен в нормах Конституции РФ. Пунктом 1 ст.9 установлено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
На обеспечение публичного интереса направлены нормы разделов III "Рациональное использование и охрана недр", IV "Государственное регулирование отношений недропользования", а также иные нормы Закона о недрах.
Согласно положениям статьи 35 Закона о недрах основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.
На территории Российской Федерации реализуется государственная программа "Воспроизводство и использование природных ресурсов", утвержденная постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 № 322, в состав которой включена подпрограмма "Воспроизводство минерально-сырьевой базы, геологическое изучение недр".
Одной из целей государственной программы является устойчивое обеспечение экономики страны запасами минерального сырья и геологической информацией о недрах.
Согласно Основным направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года, утвержденными Правительством Российской Федерации 29.09.2018 № 8028п-П13, приоритетными направлениями государственной политики в области геологии и недропользования являются воспроизводство минерально-сырьевой базы, расширение геологоразведочных работ в освоенных и новых регионах, организация рационального и комплексного использования минерально-сырьевых ресурсов.
Таким образом, при предоставлении Обществу лицензии через государственную систему лицензирования, в соответствии со ст.15 Закона о недрах, учитывались публичные интересы и общественные потребности, направленные на обеспечение социальных, экономических и экологических интересов граждан Российской Федерации, на развитие экономико-производственного потенциала страны и региона путем организации мероприятий по освоению участка недр местного значения и выполнения условий лицензии на право пользование недрами.
Общество неоднократно обращалось в адрес Правительства Пермского края с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Результатом рассмотрения ходатайств является отказ, мотивированный тем, что основополагающим условием, допускающим изъятие земельных участков, является наличие государственных нужд и наличие у заявителя действующей лицензии не является безусловным основанием, свидетельствующим о том, что деятельность Общества направлена на удовлетворение публичных интересов и соответствует общественным потребностям. Учитывая вышеперечисленное заявленное Обществом ходатайство удовлетворить не представляется возможным в связи с тем, что указанным ходатайством предложено изъятие земельных участков по основаниям, не предусмотренным федеральными законами (подпункт 2 пункта 11 статьи 56.4 Земельного кодекса РФ).
Пунктом 11 статьи 56.4 ЗК РФ перечислены случаи, на основании которых уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления вправе принимать решение об отказе в удовлетворении ходатайства об изъятии.
Общество считает, что перечисленные в указанной норме основания для отказа в удовлетворении заявленных ходатайств об изъятии земельных участков отсутствуют, отказ является необоснованным и противоречащим нормам действующего законодательства.
Изъятие земельных участков необходимо в целях недропользования, государственное регулирование в области недропользования, добыча полезных ископаемых обладателем лицензии на разработку недр невозможны без изъятия запрашиваемых земельных участков.
Согласно п. 3 ст. 49 ЗК РФ изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, в том числе по иным основаниям, предусмотренным федеральными законами.
В соответствии со ст. 25.2 Закона о недрах допускается осуществлять изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков, в том числе лесных участков, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами.
Изъятие земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения для государственных или муниципальных нужд, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации (ст. 56.2 ЗК РФ).
При этом принятие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд должно быть обоснованно лицензией на пользование недрами (пп. 3 п. 2 ст. 56.3 ЗК РФ).
В соответствии пунктом 1 статьи 56.4 ЗК РФ определен перечень организаций, которые вправе обратиться с ходатайством об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в том числе согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 56.4 ЗК РФ указанной статьи к данной категории отнесены организации, являющиеся недропользователями, в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователей.
Таким образом, в соответствии с положениями действующего законодательства предусмотрена возможность изъятия для государственных или муниципальных нужд земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения, а также в нормативных документах отсутствует прямая обязанность в обосновании недропользователем, при наличии действующей лицензии, государственной нужды.
Обществом по данному вопросу были получены разъяснения от Федерального агентства по недропользованию (Роснедра), Министерства природных ресурсов и экологии РФ, Министерства экономического развития РФ, которые полностью подтверждают правовую позицию и ее полное соответствие действующему законодательству РФ.
Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) разъясняет, что, исходя из положений ст.49 ЗК РФ, ч.2 ст.25.2 Закона РФ «О недрах» под государственными нуждами для целей изъятия земельных участков в связи с осуществлением недропользования понимается необходимость использования земельных участков для проведения работ на участке недр, предоставленном в пользование в установленном порядке.
Минэкономразвития России в письме указывает на то, что именно исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации принимают решения об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участка недр местного значения.
Кроме того, в своем письме Минэкономразвития России подтвердило доводы Общества о том, что лицензия на пользование недрами является достаточным обосновывающим обстоятельством для принятия решения о изъятии.
В ответном письме Минприроды России сообщается о том, что разъяснения Верховным Судом РФ даются по тем вопросам применения законодательства, которые вызывают у судов затруднения при рассмотрении дел определенной категории и к применению норм главы VII.1 ЗК РФ выработан подход.
Также Минэкономразвития России отмечено, что несмотря на противоречивую судебную практику в соответствии с правовой позицией, изложенной Верховным судом РФ по аналогичным вопросам в 2019 году, изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд, необходимых для проведения работ, связанных с пользованием недрами, соответствует законодательству (определение от 15 марта 2019 г. № 301-ЭС19-1854, от 29 марта 2019 № 306-ЭС19-2610, от 02 апреля 2019 г. № 301-ЭС19-3901).
В определении Конституционного Суда РФ от 02.10.2019 № 2620-О и № 2619-О содержится позиция суда о том, что оспариваемые нормы Закона Российской Федерации "О недрах" и Земельного кодекса Российской Федерации определяют конкретные условия и основания принудительного отчуждения имущества для государственных нужд, обусловленных ведением работ, связанных с пользованием недрами, что предполагает необходимость учитывать конституционное содержание и значение права собственности. Данные законоположения, являясь элементом механизма изъятия недвижимости для государственных нужд, предусматривающего предоставление в полном объеме возмещения за изымаемое имущество, с учетом названных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации сами по себе не могут расцениваться как нарушающие конституционные права заявителя.
Таким образом, в правовой позиции, изложенной Конституционным судом РФ, подтверждается, что действующим законодательством определены условия и основания изъятия земельных участков для государственных нужд, обусловленных ведением работ, связанных с пользованием недрами, которые не противоречат нормам Закона Российской Федерации "О недрах" и Земельного кодекса Российской Федерации.
На сегодняшний день вопрос по урегулированию и совершенствованию процедуры изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами, остается наиболее актуальным и неразрешенным на региональном уровне, о чем свидетельствуют полученные отказы Правительства Пермского края по результатам рассмотрения заявленных Обществом ходатайств об изъятии земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Решения об изъятии земельных участков для государственных нужд в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами, не принимаются. Нормативно-правовые акты на уровне субъекта РФ по порядку изъятия земельных участков в целях недропользования также не разрабатываются и не принимаются.
Тем самым Общество не может приступить к освоению участка недр местного значения, выполнить условия лицензии на право пользование недрами, а также начать реализацию инвестиционного проекта, который включен в реестр инвестиционных проектов Пермского края.
Судебная практика по спорам, касающихся изъятия земельных участков для государственных нужд в целях недропользования, на территории РФ складывается неоднозначная.
Учитывая вышеизложенное, просим Вас оказать содействие в урегулировании и разрешении вопроса по порядку и основаниям изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами, и выйти с законодательной инициативой в части усовершенствования норм земельного законодательства и законодательства о недрах, которыми будет урегулирован порядок изъятия земельных для государственных и муниципальных нужд.

Практический результат

Будет урегулирован порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, а также определены конкретные условия изъятия земельных участков в целях проведения работ, связанных с пользованием недрами (при наличии выданной лицензии), определено понятие "государственной нужды".

Решение

Выйти с законодательной инициативой о внесении изменений в Земельный кодекс РФ и Закон о недрах:
1) прописать в главе VII.1 ЗК РФ понятие (определение) "Государственная нужда";
2) в пункте 3 ст.49 ЗК РФ прописать исчерпывающий перечень иных оснований изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, предусмотренных федеральными законами;
3) В статье 25.2 Закона о недрах исключить слово "Допускается", прописав в следующей редакции:
"Прекращение прав граждан и юридических лиц на земельные участки и водные объекты, необходимые для ведения работ, связанных с пользованием недрами, осуществляется в соответствии с гражданским, земельным, водным законодательством и настоящим Законом.
Решение об изъятии земельных участков, в том числе лесных участков, принимается для государственных или муниципальных нужд, если такие земельные участки необходимы для ведения работ, связанных с пользованием недрами на основании выданной лицензии".

К началу списка инициатив